Прошло уже какое-то время с закрытия юбилейного профессионального конкурса Воспитатель года России 2019. Мысленно возвращаюсь к нему почти все время. Отчасти потому, что рассказываю различным изданиям, коллегам, друзьям, знакомым о нем, а еще потому что это был удивительный, огромный, ценный опыт. Думаю, что возвращаться к нему буду еще очень много раз.

Если одним словом описать подготовку и участие в заключительном этапе, то это «экстремально». И началось все… с визитки. Прыгнуть в пустоту, забраться по тем столбам и впервые сесть на коня… Чего не сделаешь ради такого высокого уровня?

Дальше сайт. Уже года три-четыре собирался. И вот, собрался. Мне было чрезвычайно важно сделать его живым, полезным, своим. Делиться на нем идеями, мыслями, наблюдениями.

Раздел «Игры детства» и «Авторское мнение» дались просто, а с остальными пришлось долго искать подходящие фразы, формулировать. Этот процесс настолько увлек, что за ноутбуком просидел почти неделю безвылазно, заполняя блог.

Огромное спасибо Ксении Третьяковой за фото, которые использовал. Они очень живые и мимишные)))

С мая по конец сентября подготовка шла, не останавливаясь: доработки, правки, учет рекомендаций. Здесь очень благодарен команде на уровне города и ИРО Пермского края за ценные рекомендации.

30 сентября едва успел выдохнуть, как пришло время следующего, еще более насыщенного этапа — мастер-класс, 15 тем для педагогического мероприятия, доклад-презентация.

После 30 сентября, очевидно, пришло время продолжать готовиться дальше, но мне все равно было сложно представить, что наша команда собирается на всероссийский конкурс. Появились 15 тем для педагогического мероприятия и, казалось, времени достаточно, чтобы проработать все и отрепетировать.

Однако, чем ближе была поездка, тем страшнее мне становилось. Продолжить подготовку означало признать окончательно, что мы туда едем, что я буду представителем Пермского края на федеральном уровне среди других участников со всей России, что меня будут оценивать известнейшие в дошкольном образовании люди.

Каждый шаг в то время в направлении мастер-класса, занятий с детьми или проекта давались очень трудно. Меня сковал страх и, казалось, что я еще не готов, саботировал подготовку всеми силами. И сейчас, оглядываясь назад, очень благодарен команде, за доверие.

Из всего этого я вынес очень ценный урок и мантру, которая поддерживала меня: «Бутон – это совершенный бутон, а не несовершенная роза». Т.е. то какой я есть уже достойно и хорошо. И важно не гнаться за лучше, больше, а показать свой опыт. Все дни в Московской области я держался именно за эту мысль.

Волнение немного отошло на второй план, и я взялся еще серьезнее за подготовку. В браузере было 34 ссылки на совершенно различные ресурсы: от диссертаций по педагогике до широко известных книг, учебников и выступлений TEDx. Мне было важно разобраться в каждой мелочи, в каждом слове, быть готовым ответить за него.

Началась пора бессонных ночей.

К середине ноября почувствовал себя если не полностью готовым, то более уверенным. Окончательное осознание личного участия на высоком уровне наступило утром 15 ноября, когда я взял собранные сумки, чемодан и отправился на вокзал.

«Детям группы неважно, каков статус их воспитателя. Они ценят Вас за другое», — слова, которые помогли вспомнить о главной миссии и снизить тревогу.

А дальше 26 часов в поезде, разговоров о конкурсе, разборов видео с тренировочных выступлений и попыток не волноваться о предстоящем.

В первый день конкурса у нас было достаточно времени, чтобы приехать, переодеться, зарегистрироваться и даже пообедать. Сложилось очень особенное ощущение, когда вошел в отель Аквариум. В тот момент еще не знал, как все сложится, но у было предвкушение приключения, длинною в несколько дней. На первом этаже ходили люди, стояли баннеры конкурса, и это захватывало дух.

В тот день предстояло написать сочинение, подготовить место для мастер-класса и выбрать тему, возраст детей для педагогического мероприятия. Довольно насыщенно.

Мы собрались в зале гимназии им. Примакова. Я увидел всех-всех участников, их сопровождающих, членов жюри. Масштабно! Несколько приветственных слов сказали организаторы, но их речь прошла мимо меня, т.к. ждал объявления темы сочинения. Вот выбран конверт с темой «Педагогическое творчество в рамках ФГОС: ограничения или возможности». Когда ее услышал, то возблагодарил богов удачи за такой подарок. Это же отличная тема! Ограничения – это всегда возможности для творческого приспособления. Сразу всплыли в памяти масса примеров.

Мы разошлись по классам группами по 8-9 человек, чтобы за 2 часа отразить свои мысли на бумаге. Сочинение, по внутренним ощущениям, написал неплохо. Писать, в принципе, люблю, да и тема понравилась. Выхожу из класса вполне довольный собой. Отправляюсь на поиски своей команды и ожидания жеребьевки.

Мастер-класс показываю пятый по счету, а вот тема для педагогического мероприятия… «Дикие животные. Подготовка животных к зиме. Подготовительная группа». Удача, как мне показалось закончилась, как только потянулся за этой темой. Почему? Потому что из 15 заранее известных тем, были некоторые, которые не были готовы. И получается, что чемодан полный заготовок для других тем, не очень пригодится (Небольшой спойлер: оттуда пригодились листы А3, двусторонний скотч и файлики). Однако в тот момент наступило спокойствие. Читал в заметках у Анастасии Шлемко и Дарьи Курасовой, что они вытянули темы, к которым были не до конца готовы. «Может это знак?», — подумал я.

По возвращению в отель, сразу приступили к репетиции мастер-класса. И тут понимаем, что его стоит дорабатывать. Последние штрихи в презентацию вносили в половине третьего ночи. Утром финальная репетиция и на открытие конкурса.

До начала мастер-классов очень мало замечаю что-либо вокруг. Мы заходим в класс, занимаем места, знакомимся с членами жюри и начинается. Вот первая участница. Она волнуется, торопится, но вскоре успокаивается, входит в рабочий темп и кажется, что все идет по задуманному.

Отмечаю, что все участники держатся отлично, хорошо отвечают на вопросы. Все-таки уровень!

Наступает моя очередь, и волнение накрывает с новой силой. Оглядываю присутствующих, начинаю, как обычно, со слов: «Добрый день, рад приветствовать на моем мастер-класс» и до слов «Благодарю за внимание и готов ответить на ваши вопросы», все проходит почти хорошо! Слов не забыл, логику выдержал, коллеги активно участвовали. Даже на вопрос члена жюри ответил, причем именно на тот, который он задавал.

Важное событие дня закончено, но расслабляться еще рано. В детском саду, где завтра будет занятие, нас встретили очень хорошо. Показали группу, договорились обо всем на завтра.

После ужина в отеле разделили обязанности: я сел писать конспект, Ольга Анатольевна с Мариной Михайловной ушли в магазин за необходимыми продуктами. К их приходу конспект был готов только на 1/3, общая канва не вырисовывалась. Я активно начал спорить, что мне не нравится, как все получается и т.д. Но времени уже было так мало, а сделать было нужно очень много.

Тренируюсь в каждом слове, жесте, запоминаю текст, общую логику. В конце концов несколько раз удалось пройти занятие от начала до конца. Время перевалило за 3 часа, а вставать около 6-30. До завтрака нужно еще проверить, все ли взял, доработать конспект по целям и задачам. Стараюсь дышать и не паниковать.

В детском саду занятие у меня 7-го по счету. Есть время освоиться в помещении, еще пройтись по занятию и унять волнение.

Но вот подходит моя очередь, члены жюри занимают свои места, дети ожидают в раздевалке группы. Здороваюсь со всеми и начинаю. Начинаю с вопроса о том, что ребятам нравится делать и понимаю, что предо мной очень активные ребята. А еще с ним очень интересно!

Мне приходится не отставать, чтобы поддерживать темп. Все идет хорошо, и вот мы вновь собираемся, чтобы обсудить результаты их работы, а оказывается, время закончилось! 20 минут, отведенные на педагогическое мероприятие истекли. Аналогичная ситуация произошла со мной на муниципальном этапе. И тут главное панику подавить в зародыше, и закончить все как следует. Завершить удалось, и дети ушли довольные. Ура!

Анализирую про себя, что пошло не так, почему так вышло.
Объявлять 15 лауреатов будут вечером, а до этого времени еще конференция, где встретил множество интересных людей и идей. В конце хор победителей, рисование светом, вручение серебряной жемчужины, выступления председателей групп жюри.

Наконец момент волнения и трепета, когда объявят 15 лауреатов… и называют Пермский край! Вот это да! В первый раз нашему региону удалось попасть в лауреаты. Гордость, радость и понимание, что еще не конец.

По пути в отель нас поздравляют, желают успеха и удачи (кстати, последнее – самое популярное пожелание на конкурсе, в принципе. И, пожалуй, не зря. Часть успеха всегда в удаче, потому что в момент выступлений сходится много разных факторов).

Завтра доклад-презентация проекта и на следующий день ток-шоу. Снова ночная подготовка, репетиции, доведение презентации до ума. Еще одна бессонная ночь. Ощущение времени окончательно теряется.
Во время доклада в какой-то момент забываю, что говорить, но беру себя в руки и вспоминаю. Техника не подводит, укладываюсь в 7 минут, на вопросы ответил. Фух, можно еще немного выдохнуть.

После этого испытания у меня даже есть пара часов отдыха. В надежде поспать иду в номер, но это не удается(((

Впереди встреча с заместителем министра просвещения Татьяной Юрьевной Синюгиной, поход в театр и завтрашний день с заключительным испытанием.

На ток-шоу у каждого из нас было всего три реплики, чтобы показать себя, свою позицию. Мне очень повезло с коллегами за столом и с темой нашего задания. Во время конкурсных испытаний мне было очень важно сделать и показать лучшее, на что я способен, так, чтобы не осталось сожалений. Думаю, удалось.

После того, как отшумели аплодисменты по случаю окончания испытаний, мы сфотографировались с коллегами, и я выдохнул. Глубоко внутри хотелось крикнуть УРА! Но сил уже не было.

Закрытие было очень красивым и запоминающимся. Выступления артистов порадовали. Но перескачу сразу к церемонии награждения, потому что текст и так получился очень объемным.

Мы, 15 лауреатов, стоим на сцене в ожидании объявления результатов. Выносят конверт, в котором листок с QR-кодом. Елена Анатольевна Митина – председатель большого жюри — наводит телефон и… ничего не происходит. Попытка №2. Ведущий громко объявляет мое имя. Т.е. я — победитель? Это слишком нереально, чтобы происходить на самом деле! Я не успеваю удивиться, как мне вручают тяжелую хрустальную жемчужину, подарок от спонсоров, у меня в руках букет, а еще оказывается, нужно произносить речь, звучат поздравления от коллег на сцене. У меня от волнения и тяжести жемчужины трясутся руки, дрожит голос во время речи.

С трудом осознаю, что происходит, когда спускаюсь со сцены. Меня подхватывают журналисты, поздравляют, просят сказать несколько слов.

Оказалось, что после объявления результатов, выступал Стас Пьеха, а я в это время вышел из зала для общения со СМИ, фотографий с коллегами и зрителями.

Самым запомнившимся событием (ну, после вручения жемчужины) стало фото с предыдущими победителями.

Я вступил в клуб победителей! Это радостно, почетно и ответственно!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *