В самом начале моей работы с детьми второй по сложности задачей была организация совместной деятельности. Почему-то ребята не замечали ценности конструктивного взаимодействия, и каждый пытался перетянуть активность и внимание на себя.

Тогда я и начал поиск инструментов, которые смогут помочь. В одном из выступлений на ТЕД мне встретилась концепция развития сложного навыка. Для этого его разделяют на более простые составные части, и тренируют их по отдельности.

«Скорее всего, сотрудничество можно развить подобным образом?» – подумал я. Попробовал и обратил внимание на основные трудности, которые имели место быть. Их оказалось две: дети не всегда могут подобрать адекватную форму для организации сотрудничества и не замечают ценности слаженной командной работы. 

Нейтрализовать первую трудность мне помогла идея, которую встретил у М. Монтессори об уроках вежливости. Это демонстрация культурного способа действия. Обычно они очень просты, кратки и основаны на реальных жизненных ситуациях, таких как: предложить помощь, попросить о чем-то, поздороваться, договориться и т.д. На основе примеров взрослого дети уже могут конструировать собственные способы поведения.

Подробнее, откуда взята идея уроков вежливости — здесь.

Как это проходит в моей группе:

Решение второй трудности – показать ценность сотрудничества. Для этого подошли упражнения «веревочного курса». Они хороши тем, что справиться с ними можно только сообща. Кроме того, с их помощью можно продемонстрировать ценность вклада каждого участника. Успех одного означает успех команды и наоборот – успех команды означает успех каждого. Очень быстро дети приходят к выводу, что сотрудничество – это выигрышная стратегия.

Таким образом, начиная с простого – демонстрации поведенческого шаблона можно переходить к ценности навыка.

В результате дети:

  1.  Стали более открыты к взаимодействию друг с другом
  2. Сотрудничают при решении повседневных задач
  3. Все чаще договариваются без участия взрослого

А полигон для практики сотрудничества стала командная интеллектуальная игра – Креат-бой.

Эта напоминает широко известные игры «Что, где, когда?» или «Брейн-ринг», но есть и существенное отличие. В Креат-бое участникам предлагаются открытые (изобретательские или исследовательские задачи). Эти задачи далеко не всегда имеют единственно правильный (контрольный) ответ.

Интересно?

Подробнее о Креат-бое здесь ->

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *