Эмоциональный интеллект (далее — ЭИ) это один из soft skills, о которых шла речь в предыдущем посте.

Когда стал изучать литературу и исследования по вопросу развития ЭИ, то обнаружил массу интересных деталей:

Во-первых, вопросом эмоций и их отношению к образовательному процессу занимались такие выдающиеся ученые, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Ю. Б. Гиппенрейтер.

Во-вторых, познакомился с исследлвание американского нейробиолога А. Дамасио, который обнаружил влияние эмоций на принятие абсолютно всех решений в нашей жизни.

Таким образом, не существует разделения на логику и эмоции. То и другое является неотъемлемой частью нашей психики, которые всегда влияют друг на друга.

Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

В психологии наибольшее распространение получила  модель Майера- Саловея-Карузо. Они выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:

  • Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции.
  • Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека (главным образом неосознанно) активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность, используя эмоции как фактор мотивации.
  • Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные (амбивалентные, неоднозначные) чувства.
  • Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения.

В образовательном процессе я уделяю большое внимание развитию эмоционального интеллекта детей: через специально организованные игры, посредствам монтессори-педагогики, активного слушания и элементов технологии ТРИЗ.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта в «Звездной группе»

Методическая разработка «Эффективные технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» с комплектом материалов»

По версии доклада «Навыки в новом сложном мире» Агентства стратегических инициатив и Московской бизнес-школы Сколково, эмоциональная грамотность приобретает все большую значимость. Понимание своих эмоций и эмпатия помогут сохранить и сконструировать свою идентичность и взаимодействовать с другими.

Согласны ли Вы, что невозможно научить детей эмпатии и эмоциональному интеллекту, избавляясь от эмоций в образовательном процессе?

И как развить этот навык?

Эмоциональный интеллект — навык будущего: 2 комментария

  1. Эмоции. Это так естественно для человека, но в то же время наше общество накладывает огромное количество запретов на их проявление.
    Мне кажется, что дети -это вообще сплошные эмоции и эмпатия))) И возможно, если в процессе воспитания и обучения в ребёнке не «убивать» его природу, а поддерживать, то развивать искусственно ЭИ и не придётся.

  2. Очень интересное направление деятельности с детьми. Считаю, что развитие эмоционального интеллекта-одно из современных, востребованных направлений современного мира. Учить детей понимать эмоции свои и других-это здорово! Думаю, что это очень пригодиться им в будущем!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *